Что такое пресс-релиз?
Информационное присутствие на рынке – важный фактор в развитии любой компании. На начальном этапе информационное присутствие ограничивается выпускаемой с определенной периодичностью рекламой. Для компаний, добившихся успеха в этом направлении, характерно, что их имя при общении третьих лиц всплывает само по себе. Безусловно, в увеличении узнаваемости и расширении информационного присутствия заинтересована любая компания. Одним из эффективных средств достижения цели является рассылка пресс-релизов.
По определению пресс-релиз (от англ. press-release – выпуск для прессы) – «специальный бюллетень для работников печати, радио, телевидения, содержащий документы и информацию, подлежащие срочному опубликованию и распространению». Основная задача этого вида публикации – оповещение журналистов, а затем и широкого круга читателей о событии, имеющем общественную значимость.
Пресс-релиз – это действенное средство для привлечения внимания, он служит инструментом для создания и поддержания определенного общественного мнения о компании и предоставляемых услугах. Поводом для написания может послужить практически любое событие:
- Запуск новых проектов
- Проведение акций и конкурсов
- Изменение цен или условий оказания услуг
- Проведение семинаров и выставок
- Изменение ассортимента, появление новых товаров
- Расширение сферы деятельности компании, открытие филиалов, оказание новых услуг
- Участие компании в благотворительных акциях, спонсорство
- Научные достижения, изобретения и открытия
- Юбилеи, круглые даты
- Премии и награды
Пресс-релиз, помимо всего прочего, является способом общения с прессой. Следует понимать, что главная задача журналиста – опубликовать материал, который привлечет внимание широкого круга читателей. Поэтому пресс-релиз должен быть действительно интересным для аудитории издания.
Успех пресс-релиза напрямую зависит от опыта и профессионализма его автора. Грамотно составленные и регулярно рассылаемые в авторитетные издания пресс-релизы способны принести компании не меньше пользы, чем дорогостоящая реклама.
Зачем нужны пресс-релизы
При правильном подходе такой инструмент PR как пресс-релиз способно внести существенный вклад в формирование и укрепление репутации компании, а также в продвижение ее товаров и услуг на рынке. Однако грамотное ведение медийной кампании подразумевает не только знание механизмов общения с прессой, но и четкое понимание тех задач, которые призван выполнить пресс-релиз.
- Оповещение общественности о произошедшем событии. Профессионально составленный пресс-релиз, который содержит социально значимую информацию, затрагивающую интересы аудитории издания, зачастую способен привлечь внимание к компании и ее деятельности не хуже, чем прямая реклама.
- Повышение узнаваемости бренда. Регулярные публикации пресс-релизов компании в различных СМИ способствуют тому, чтобы ее имя отложилось в памяти потребителей. Если к тому же автор при составлении пресс-релиза сумел акцентировать внимание на преимуществах, которыми компания выгодно отличается от конкурентов, увеличение прироста клиентов гарантировано.
- Формирование общественного мнения. Добиться упоминания имени компании в прессе в положительном контексте довольно сложно (рекламные сообщения положительными отзывами не являются). Поэтому пресс-релиз, размещенный в авторитетном издании, уже сам по себе вызывает доверие, поднимает репутацию и престиж компании, чьей деятельности посвящен. А публикации такого рода, носящие регулярный характер, способствуют укреплению имиджа надежного и солидного предприятия.
- Прямое привлечение клиентов. Рассылка пресс-релизов – это прежде всего PR-акция, главной целью которой является привлечение новых клиентов. Умелое использование такого эффективного инструмента как пресс-релиз положительно влияет на увеличение клиентской базы и рост объема продаж.
Как писать пресс-релизы
Пресс-релиз давно перестал быть просто сообщением о каком-либо событии. Сегодня он оказывает значительное влияние на формирование общественного мнения о компании, от имени которой рассылается, поэтому к его написанию следует отнестись со всей ответственностью. Помимо того, необходимо понимать, что каждый пресс-релиз прочитывается редактором, который и принимает окончательное решение о его публикации. Отсюда – главные требования к пресс-релизу: он должен быть максимально содержательным, грамотным и интересным читателям.
Составленный согласно классическим требованиям пресс-релиз по форме и содержанию должен основываться на «принципе пирамиды». В плане формы текст соответствует обычной пирамиде (краткий заголовок, лаконичный первый абзац, более объемная основная часть), а в плане содержания – перевернутой (в заголовке и первом абзаце содержится краткое описание события, которому посвящен пресс-релиз, в основной части – подробности, пояснения и менее существенные детали). В соответствии с этим принципом текст должен строиться следующим образом:
- Заголовок (headline). Должен быть емким и максимально содержательным. В большинстве случаев именно заголовок влияет на то, будет прочитан релиз или нет.
- Лид (lead) – первый абзац. Состоит буквально из 2-3 предложений. В нем кратко излагается суть произошедшего или планируемого события, время, место и основные действующие лица.
- Основная часть. В ней приводится более развернутая информация, интересные факты и подробности, даются пояснения, в том числе при помощи цитат или комментариев известных личностей.
- Справка: Информация о компании и ее деятельности, контактные данные (адрес, телефон, факс электронная почта). Отдельно указывается контактный телефон составителя пресс-релиза для срочной связи на тот случай, если редактору понадобится оперативно уточнить детали.
- Справка: Информация о спикерах
Новость, послужившая информационным поводом, должна быть интересной, привлекающей внимание и не оставляющей читателя равнодушным. Чем больший отклик способен вызвать пресс-релиз, тем выше его шансы быть опубликованным. Значимость события должна быть подкреплена весомыми аргументами и высказываниями авторитетных людей. Следует четко осознавать, что пресс-релиз – это, прежде всего, информационное сообщение, а не реклама. Поэтому в нем лучше избегать рекламных интонаций – восклицательных предложений и прилагательных в превосходной степени («крупнейший», «лучший», «лидирующий», «самый известный в мире»). Информация должна излагаться максимально объективно, с использованием лишь достоверных фактов. Если вас уличат во лжи хотя бы раз, репутация компании будет подпорчена.
В свое время для пресс-релиза был выработан специфический стиль, однако он отличается такой сухостью и официальностью, что позволить себе его использовать могут лишь крупные авторитетные компании, чьи тексты не рискуют быть отвергнутыми редактором. Поэтому, если вы работаете не на компанию Microsoft или LG Electronics, ваш текст должен быть написан понятным и живым языком.
Качественный пресс-релиз требует безупречности с точки зрения орфографии, пунктуации и стилистики. Абзацы должны быть достаточно короткими, а предложения – простыми для восприятия. Если в тексте используется аббревиатура, там, где она встречается в первый раз, обязательно должна даваться расшифровка. Желательно отказаться от использования слов «вчера» и «завтра» – это может быть неуместно при рассылке релиза в еженедельные или ежемесячные издания. Если употребляется слово «сегодня», после него необходимо в скобках указать дату. Текст не должен быть слишком длинным или слишком коротким, оптимальный размер – одна, максимум две страницы.
При подготовке пресс-релиза необходимо учитывать специфику изданий, в которые он будет разослан. Зачастую целесообразно написание нескольких вариантов текста – с учетом направленности и аудитории каждого издания. Если предполагаемые читатели представляют собой широкий круг обывателей – в релизе стоит сделать упор на значимость описываемого события для общества в целом. Для специализированного издания возможно более глубокое раскрытие темы с посвящением читателя в технические тонкости и детали. Однако в любом случае не рекомендуется злоупотреблять узкоспециальными терминами и профессиональными жаргонизмами.
Следует учитывать, что однократной публикацией добиться узнаваемости бренда и формирования устойчивого общественного мнения о компании вряд ли удастся. Поэтому рассылать пресс-релизы следует регулярно. Периодичность может составлять как раз в неделю, так и раз в несколько месяцев. Однако в первом случае существует опасность так называемого информационного пресыщения – релизы, постоянно приходящие от одной и той же компании, могут быстро надоесть. Золотое правило: отсылать пресс-релиз стоит только в том случае, если он действительно достоин внимания журналистов и общественности.